В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме копинг-стратегии «бегство-избегание» у подростков старшей возрастной группы. Анализ полученных материалов показал, что наличие и выраженность симптомов депрессии у подростков напрямую связаны с дезадаптивным использованием ими копинг-стратегии «бегство-избегание».
Цель работы. Выявить распространенность использования копинг-стратегии «бегство-избегание» у учащихся 9-10 классов, установить корреляцию депрессии и дезадаптивного использования копинг-стратегии «бегство-избегание».
Материалы и методы. Проведено добровольное информированное исследование среди группы респондентов (n=43) в возрасте от 16-17 лет (ученики 9 и 10 классов), включающее опросник «Способы совладающего поведения» (Lazarus R., Folkman S., 1984) и опросник «Шкала депрессии А. Т. Бека» (версия для подростков). Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 126 г. Барнаула в период с марта 2024 года по ноябрь 2024 года.
Результаты. Наличие и выраженность симптомов депрессии у подростков напрямую связаны с дезадаптивным использованием копинг-стратегии «бегство-избегание», что создает предпосылки для профилактики депрессивных расстройств путем психотерапии, направленной на снижение избегания.
Чижова Е.А. Феномен одиночества в подростковом возрасте. Бюллетень медицинской науки. 2020; 1S: 55-56. – EDN KSAMNS.
Shori S., Ng E.D., Wong C.H.J. Global prevalence of depression and increased depressive symptoms among adolescents: a systematic review and meta-analysis. Br J Clin Psychol. 2022; 61 (2): 287-305.https://doi.org/10.1111/bjc.12333
Министерство здравоохранения РФ. Клинические рекомендации: Депрессивный эпизод, Рекуррентное депрессивное расстройство (2021 г.)
Бахман С.С. Связь копинг-стратегий личности и симптомов депрессии у подростков. Болезнь и здоровый образ жизни: XII Московская международная научно-практическая студенческая конференция. Сборник конференции, 2023: 124 с.
Шамардина М.В., Матерова Т.А., Першина Н.А. Формирование жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями детей и подростков в образовании. Учебно-методическое пособие, 2016: 190 с.
Мэттью Бун, Дженифер Грегг, Лиза Койн. Избегание: 25 микропрактик, которые помогут действовать, несмотря на страх / пер. с англ. Ю. Агаповой. 2023. – 224 с.