Актуальность. Синдромально-незавершенные нарушения в познавательной сфере, эмоциональной регуляции или поведении личности рассматриваются как пограничные состояния, «серая зона» в континууме «здоровье-болезнь». Подход, на котором основана Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП), позволяет оценить особенности функционирования ребенка, не рассматривая его исключительно как носителя диагноза. Внимание к личностным факторам функционирования обусловливает дополнение объективных методов диагностики опросными методами, основанными на аутоидентификации субъектом своего соматического и психического здоровья.
Цель. Оценка пограничных психических состояний у школьников на основе их аутоидентификации в дихотомии «здоровье-болезнь».
Материал и методы. В опросе по анкете клинических симптомов приняли участие 458 школьников (5-9 классы) общеобразовательных школ г. Барнаула. В исследовании использованы математико-статистические методы анализа результатов (методы описательной статистики, корреляционный, факторный, кластерный анализ).
Результаты. У школьников выявлены нарушения эмоционально-психического статуса (фобии, страхи, повышенная тревожность, нарушение аппетита, расстройство сна, астении); в меньшей степени распространены проявления депрессивного спектра и вегетативная дисфункция; реже всего встречается экстрапунитивная агрессия. Установлено наличие положительной связи доменов эмоционально-психического состояния между собой, что говорит о синдромальном проявлении дисфункций. Выявлено два фактора (56,3% выборки): в первом преобладают домены биологической базы, во второй – домены психоэмоционального статуса. Кластерный анализ фиксирует три группы школьников: без заметных проблем в состоянии здоровья; группа риска; нуждающиеся в медико-психологической помощи и коррекции социальных факторов жизни ребенка.
Заключение. Выявленные психосоматические, психоэмоциональные и поведенческие нарушения у школьников могут иметь негативное влияние на их функционирование в ситуации обучения и являться основой школьной дезадаптации. Включение анкетирования (аутоидентификации) в школьные профилактические осмотры создает перспективу выявления широкого круга проблем психического здоровья обучающихся и разработку индивидуальных программ медико-психологического сопровождения в рамках современной комплексной системы охраны здоровья школьников.Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. [и др.]. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение Российской Федерации. 2021; 65(4): 325-333.https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333 – EDN QSJGDO.
Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Особенности развития донозологических изменений в психическом и физическом здоровье у учащихся поколения Z. Анализ риска здоровью. 2019; 4: 158-164.https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.4.17 – EDN QPDGKT.
Prasad K., Angothu H., Mathews M., Chaturvedi S. How are social changes in the twenty first century relevant to mental health? Indian Journal of Social Psychiatry. 2016; 32(3): 227.https://doi.org/10.4103/0971-9962.193195
Kaess M., Brunner R., Chanen A. Borderline Personality Disorder in Adolescence. Pediatrics. 2014; 134(4): 782-793.https://doi.org/10.1542/peds.2013-3677
Guilé J.M., Boissel L., Alaux-Cantin S., Garny S. De La Rivière Borderline personality disorder in adolescents: prevalence, diagnosis, and treatment strategies. Adolescent Health, Medicine and Therapeutics. 2018; 9: 199-210.https://doi.org/10.2147/AHMT.S156565
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021: 552 с.
Стригин В.М., Вдовин В.М. Пограничные состояния как индикатор в мониторинге психического здоровья детей и подростков (обзор литературы). Бюллетень медицинской науки. 2022; 3(27): 138-144.https://doi.org/10.31684/25418475_2022_3_138 – EDN NNJKMV.
Bleiberg E. Borderline disorders in children and adolescents: the concept, the diagnosis, and the controversies. Bulletin of the Menninger Clinic. 1994; 58(2): 169-196.
Семичев С.Б. Предболезненные и психические расстройства. – Москва: Медицина, 1987; 184 с.
Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Психическое состояние у учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2017; 8 (293): 50-53.https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-50-53 – EDN ZEVTTL.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Санкт-Петербург: Речь, 2009; 256 с.
Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – Москва: Медицина, 1987; 304 с.
Шалимов В.Ф., Вострокнутов Н.В., Новикова Г.Р. Медико-психолого-социальное сопровождение детей с пограничными психическими расстройствами в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида. Психологическая наука и образование. 2007; 12(2): 73-82. – EDN IAOAOX.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. Документационный центр ВОЗ. – URL:https://whodc.mednet.ru/ru/osnovnye-publikaczii/zdorove-materi-i-rebenka/zdorove-detej/2520.html (дата обращения: 26.11.2024).
Reed G.M., First M.B., Kogan C.S. et al. Innovations and changes in the ICD‐11 classification of mental, behavioural and neurodevelopmental disorders. World Psychiatry. 2019; 18(1): 3-19.https://doi.org/10.1002/wps.20611
Бохан Т.Г., Галажинский Э.В., Терехина О.В. и др. Личностные детерминанты субъективного качества жизни работающей сельской и городской молодежи. Сибирский психологический журнал. 2020; 77: 68-89.https://doi.org/10.17223/17267080/77/4 – EDN IBGSYV.
Федеральные рекомендации «Организация работы в образовательных организациях по выявлению и коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, ограничивающих возможности подготовки к военной службе». Вопросы детской диетологии. 2017; 15(4): 60-76. – EDN YMROEA.
Кучма В.Р. Модель организации медицинской помощи обучающимся. Российский педиатрический журнал. 2014; 17(6): 40-44. – EDN TAKATL.
Paris J. Childhood precursors of borderline personality disorder. Psychiatric Clinics of North America. 2000; 23(1): 77-88.https://doi.org/10.1016/S0193-953X(05)70144-1
Guzder J., Paris J., Zelkowitz P., Marchessault K. Risk Factors for Borderline Pathology in Children. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 1996; 35(1): 26-33.https://doi.org/10.1097/00004583-199601000-00009
Снытков Е.В., Кипень В.Н., Александров А.А., Мельнов С.Б. Роль генетического полиморфизма и межгенных взаимодействий в формировании наркотической зависимости у человека. Молекулярная и прикладная генетика. 2020; 29: 70-85. – EDN ZJLWXM.
Капустин С.А. Проблема механизмов образования невротических симптомов. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1993; 1: 24-31.
Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья. Анализ риска здоровью. 2019; 2: 4-13.https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.2.01 – EDN ZXMYVV.
Корнетов А.Н. Эволюция парадигм в изучении депрессии: от унитарной концепции к биопсихосоциальной модели и междисциплинарным подходам. Бюллетень сибирской медицины. 2022; 21(2): 175-185.https://doi.org/10.20538/1682-0363-2022-2-175-185 – EDN QCEHYK.