Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск, Республика Беларусь
Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск, Республика Беларусь
Введение. В связи с высокой социальной значимостью расстройств ментального здоровья, изучение распространения и степени влияния модифицируемых предикторов депрессивного психоэмоционального статуса может способствовать разработке новых подходов активной профилактики. Цель исследования. Изучить эпидемиологические характеристики нарушений ментального здоровья и выявить ключевые предикторы среди студентов. Методы. Для проведения исследования использованы методы эпидемиологической диагностики, такие как ретроспективный эпидемиологический анализ, описательно-оценочные методы, а также статистические методы; применялись приемы эпидемиологической диагностики с использованием методов клинической эпидемиологии и статистического анализа. Результаты. Наблюдалась умеренная многолетняя эпидемическая тенденция к росту заболеваемости психическими расстройствами (темп прироста 3,68%) и высокий среднемноголетний показатель (164,44+1,72о/оооо). Определена территория риска на основе характерных выраженной тенденции к росту и повышенного уровня относительного эпидемиологического риска: Минская область, г. Минск, Витебская и Могилевская области (Tпр.=6,56%, 9,99%, 15,21%, 15,57% соответственно, а риски составили: в Минске – 0,77; Витебском и Могилевском регионах – 0,78 и 0,86 соответственно). Результатом проведения собственного оригинального исследования явилось выявление депрессивного состояния в 59,25% случаев, а генерализованного тревожного расстройства – в 64,1% случаев. Отягчающим обстоятельством выступает факт коморбидности более чем в 80% случаев. При изучении эпидемиологических особенностей данных расстройств были определены значимые предикторы, которые увеличивали шанс развития депрессивно-тревожного состояния в 2,5-11,5 раз. Заключение. Высокие уровни распространенности и коморбидности депрессивного психоэмоционального статуса и тревожного расстройства характеризуют в целом эпидемиологическую ситуацию в рамках ментального здоровья студентов, как неблагоприятную и требующую разработки превентивных мероприятий.
Scottish Qualifications Authority [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.sqa.org.uk/.. Дата доступа: 31.05.2023.
Рябкова А.С., Лышов В.Ф., Щетинкина Н.А. Нарушения сна, дневная сонливость и симптомы апноэ во сне у студентов. Молодежный инновационный вестник. 2015; 4(1): 319-320.
Юзбекова А.А., Кухмазова А.Т. Роль гигиены сна в профилактике и лечении нарушений сна у студентов. Исследователь года 2021: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. 2021; 353-361.https://doi.org/10.46916/22122021-9-978-5-00174-423-8.
Черных Н.Ю., Скребнева А.В., Мелихова Е.П., Васильева М.В. Распространенность нарушений сна среди студентов-медиков. Российский вестник гигиены. 2021; (3): 21-25.https://doi.org/10.24075/rbh.2021.018.
Peng P., Hao Y., Liu Y. et al. The prevalence and risk factors of mental problems in medical students during COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. J Affect Disord. 2023; (321): 167-181.https://doi.org/10.1016/j.jad.2022.10.040.
Kola L., Kohrt B.A., Hanlon C. et al. COVID-19 mental health impact and responses in low-income and middle-income countries: reimagining global mental health [published correction appears in Lancet Psychiatry. 2021 Mar 8]. Lancet Psychiatry. 2021; 8(6): 535-550.https://doi.org/10.1016/S2215-0366(21)00025-0.
к.м.н., доцент, зав. кафедрой эпидемиологии, Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск, Республика Беларусь. E-mail: Irina.valchuk@tut.by
субординатор кафедры эпидемиологии, Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск, Республика Беларусь.
E-mail: Irina.valchuk@tut.by