Наличие версии для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

RU
EN
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Бюллетень медицинской науки

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ КАК ИНДИКАТОР В МОНИТОРИНГЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ КАК ИНДИКАТОР В МОНИТОРИНГЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

УДК 616.89-053.6
DOI: 10.31684/25418475_2022_3_138

Стригин В. М.

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул

Email: strigin-38@mail.ru

Ключевые слова: здоровье, детей, подростков, пограничные, состояния, школьно-обусловленные, расстройства, психическое, здоровье, детей
Аннотация:

Резюме. В обзоре научной литературы, выполненном с целью изучения концептуальных и методических подходов в мониторинге психического здоровья детей школьного возраста, установлено, что эта предметная область является практически значимой в педиатрии, школьной и университетской медицине вследствие сохраняющейся тенденции к росту психических и поведенческих расстройств к концу общеобразовательного обучения. На основании психологического тестирования и клинического интервьюирования обучающихся выделяется самостоятельная область профилактической и персонифицированной медицины, связанная с пограничными состояниями не психотического ряда: школьно-обусловленные дистресс реакции, акцентуации характера и психопатии, невротические расстройства астенического круга (обсессивно-фобические, истерические, эксплозивные). Научные подходы в оценке рисков здоровью детей к настоящему времени претерпели существенные усложнения в тех областях знаний, которые используются в методологии анализа здоровья детей через диалектическое единство биологического и социального. Сюда можно отнести методы возрастной оценки благополучия школьного обучения, оценку качества жизни, оценку роли личностных черт характера, цифровизацию индивидуального и популяционного мониторинга здоровья детей и подростков. Международная классификация функционирования и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП) систематизирует междисциплинарное взаимодействие в проблеме сохранения здоровья обучающихся.

Библиографические ссылки:

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков: МКФ-ДП. М.: ФГБУ ФБ МСЗ Минтруда России. 2016. Доступно по:https://xn----7sbbahcmgafaski8a2afibqaixke4dxd.xn--p1ai/load/medicinskaja-statistika/mezhdunarodnaja_klassifikacija_funkcionirovanija_ogranichenij_zhiznedejatelnosti_i_zdorovja_detej_i_podrostkov_mkf_dp/5-1-0-49 (Ссылка активна на 10.08.2022).

Гуськов И.А., Болина Л.В., Выгонская Г.В., Пожарская Е.Н., Чаусова Л.К. Единое информационное пространство Ростовской области. Инновационное направление развития здоровьесберегающей деятельности в регионарной системе образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015; 9: 21-28.

Донцов В.И., Крутько В.Н. Здоровьесбережение как современное направление профилактической медицины. Вестник восстановительной медицины. 2016; 1: 2-8.

Цибульсов А.П., Атмайкина О.В., Уткина Л.И. Формирование здорового образа жизни – актуальная и неотложная задача отечественного здравоохранения. Медицинский альманах. 2017; 2: 10-13.

Писарева А.Н. Образ жизни и поведенческие факторы риска формирования здоровья школьников. Медицинский альманах. 2017; 2: 49-52.

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Учебное пособие. Изд. 3. Переработанное: СПБ, 2000: 496.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростка. Л.: Медицина, 1977: 208.

Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987: 184.

Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. Второе издание, дополненное и переработанное. М.: Медицина, 1987: 304.

Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучие человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа. Сибирский психологический журнал. 2005; 21: 142-147.

Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в педиатрии. Второе издание, переработанное, дополненное. М.: РАЕН, 2013: 163.

Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2012. Курс на благополучие. ВОЗ. Европейское регионарное бюро. Копенгаген, 2012: 163. Доступно по:https://apps.who.int/iris/handle/10665/326382 (Ссылка активна на 10.08.2022).

Казначеев В.П. Теория и практика экологии. Новосибирск. 1983: 283.

Бохан Т.Г., Голажинский Э.В., Терехина О.В., Ульянович А.Л., Богомаз С.А. Личностные детерминанты субъективного качества жизни работающей сельской и городской молодежи. Сибирский психологический журнал. 2020; 77: 68-89.

Кучма В.Р. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях. Издание 2-е, дополненное, Т. 1, НМИЦ Здоровье детей Минздрава России, 2019: 491.

Кучма В.Р. Модель организации медицинской помощи обучающимся. Российский педиатрический журнал. 2014; 6: 40-44.

Косенкова О.И., Макарова В.И. Проблема качества жизни в современной медицине. Экология человека. 2007; 11: 29-34.

Стригин В. М.

к.м.н., доцент, доцент кафедры патологической физиологии ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, г. Барнаул.
E-mail: strigin-38@mail.ru
Тел.: 8-962-806-96-53
E-library SPIN: 1350-9809, ORCID ID: 0000-0002-5364-2985