ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ КАК ИНДИКАТОР В МОНИТОРИНГЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

УДК 616.89-053.6

Авторы

  • Владимир Митрофанович Стригин Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул https://orcid.org/0000-0002-5364-2985 Email: strigin-38@mail.ru
  • Вячеслав Михайлович Вдовин Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул https://orcid.org/0000-0002-4606-3627 Email: erytrab@gmail.com

DOI:

https://doi.org/10.31684/25418475_2022_3_138

Ключевые слова:

здоровье детей и подростков, пограничные состояния, школьно-обусловленные расстройства, психическое здоровье детей

Аннотация

Резюме. В обзоре научной литературы, выполненном с целью изучения концептуальных и методических подходов в мониторинге психического здоровья детей школьного возраста, установлено, что эта предметная область является практически значимой в педиатрии, школьной и университетской медицине вследствие сохраняющейся тенденции к росту психических и поведенческих расстройств к концу общеобразовательного обучения. На основании психологического тестирования и клинического интервьюирования обучающихся выделяется самостоятельная область профилактической и персонифицированной медицины, связанная с пограничными состояниями не психотического ряда: школьно-обусловленные дистресс реакции, акцентуации характера и психопатии, невротические расстройства астенического круга (обсессивно-фобические, истерические, эксплозивные). Научные подходы в оценке рисков здоровью детей к настоящему времени претерпели существенные усложнения в тех областях знаний, которые используются в методологии анализа здоровья детей через диалектическое единство биологического и социального. Сюда можно отнести методы возрастной оценки благополучия школьного обучения, оценку качества жизни, оценку роли личностных черт характера, цифровизацию индивидуального и популяционного мониторинга здоровья детей и подростков. Международная классификация функционирования и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП) систематизирует междисциплинарное взаимодействие в проблеме сохранения здоровья обучающихся.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Информация об авторах

Владимир Митрофанович Стригин,
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул

к.м.н., доцент, доцент кафедры патологической физиологии ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, г. Барнаул.
E-mail: strigin-38@mail.ru
Тел.: 8-962-806-96-53
E-library SPIN: 1350-9809, ORCID ID: 0000-0002-5364-2985

Вячеслав Михайлович Вдовин,
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул

к.м.н., доцент, заведующий кафедрой патологической физиологии ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, г. Барнаул
E-mail: erytrab@gmail.com
E-library SPIN: 5885-4504, ORCID ID: 0000-0002-4606-3627,
Researcher ID: B-4400-2019

Библиографические ссылки

  • Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков: МКФ-ДП. М.: ФГБУ ФБ МСЗ Минтруда России. 2016. Доступно по: https://xn----7sbbahcmgafaski8a2afibqaixke4dxd.xn--p1ai/load/medicinskaja-statistika/mezhdunarodnaja_klassifikacija_funkcionirovanija_ogranichenij_zhiznedejatelnosti_i_zdorovja_detej_i_podrostkov_mkf_dp/5-1-0-49 (Ссылка активна на 10.08.2022).
  • Гуськов И.А., Болина Л.В., Выгонская Г.В., Пожарская Е.Н., Чаусова Л.К. Единое информационное пространство Ростовской области. Инновационное направление развития здоровьесберегающей деятельности в регионарной системе образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015; 9: 21-28.
  • Донцов В.И., Крутько В.Н. Здоровьесбережение как современное направление профилактической медицины. Вестник восстановительной медицины. 2016; 1: 2-8.
  • Цибульсов А.П., Атмайкина О.В., Уткина Л.И. Формирование здорового образа жизни – актуальная и неотложная задача отечественного здравоохранения. Медицинский альманах. 2017; 2: 10-13.
  • Писарева А.Н. Образ жизни и поведенческие факторы риска формирования здоровья школьников. Медицинский альманах. 2017; 2: 49-52.
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Учебное пособие. Изд. 3. Переработанное: СПБ, 2000: 496.
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростка. Л.: Медицина, 1977: 208.
  • Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987: 184.
  • Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. Второе издание, дополненное и переработанное. М.: Медицина, 1987: 304.
  • Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучие человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа. Сибирский психологический журнал. 2005; 21: 142-147.
  • Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в педиатрии. Второе издание, переработанное, дополненное. М.: РАЕН, 2013: 163.
  • Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2012. Курс на благополучие. ВОЗ. Европейское регионарное бюро. Копенгаген, 2012: 163. Доступно по: https://apps.who.int/iris/handle/10665/326382 (Ссылка активна на 10.08.2022).
  • Казначеев В.П. Теория и практика экологии. Новосибирск. 1983: 283.
  • Бохан Т.Г., Голажинский Э.В., Терехина О.В., Ульянович А.Л., Богомаз С.А. Личностные детерминанты субъективного качества жизни работающей сельской и городской молодежи. Сибирский психологический журнал. 2020; 77: 68-89.
  • Кучма В.Р. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях. Издание 2-е, дополненное, Т. 1, НМИЦ Здоровье детей Минздрава России, 2019: 491.
  • Кучма В.Р. Модель организации медицинской помощи обучающимся. Российский педиатрический журнал. 2014; 6: 40-44.
  • Косенкова О.И., Макарова В.И. Проблема качества жизни в современной медицине. Экология человека. 2007; 11: 29-34.
  • Загрузки

    Опубликован

    31-10-2022

    Как цитировать

    Стригин В. М., Вдовин В. М. ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ КАК ИНДИКАТОР В МОНИТОРИНГЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ): УДК 616.89-053.6 // Бюллетень медицинской науки, 2022. Т. 27, № 3. С. 138–144 DOI: 10.31684/25418475_2022_3_138. URL: http://newbmn.asmu.ru/index.php/bmn/article/view/356.

    Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)